События

Посвящается памяти основателя и руководителя БСК Игоря Александровича Найвальта

Газета «Коммерсант» 21 сентября 2018 г.

22 сентября в субботу в сороковой день после кончины И.А. Найвальта в Переделкине в храме святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского в 9 ч. утра будет совершаться заупокойная Божественная литургия архиерейским служением, по окончании литургии в 11 ч. – поминальная панихида.

Пряничные, керамические, глазурованные купола Храма Игоря Черниговского в Переделкине видны издалека. Подле него теперь покоится Игорь Найвальт, навеки соединившийся со своим храмом.

Он всю жизнь строил дороги и храмы. Церковь в Переделкине – одна из последних в числе более 70 православных объектов, которые он построил и восстановил. Символично, что в строительстве новых станций Калининско-Солнцевской линии, которые пустили совсем недавно, в дни города, принимали участие и подразделения Балтийской Строительной Компании, основанной им почти 25 лет назад. Теперь дорога – новая ветка метро - стала ближе к храму.

Мы десятилетиями помним ушедшего из жизни знаменитого актера, с удовольствием пересматриваем картины с его участием, не перестаем удивляться его таланту. Но, совершенно не задумываемся о том, кто построил для нас и многих будущих поколений потрясающие по красоте и архитектурному замыслу здания, вокзалы, церкви. Согласитесь, это несправедливо по отношению к строителям вообще и тем более к тем из них, кто оставил для нас и богатейшее материальное, и культурное, и духовное наследие. А Найвальт именно таков.

Он родом из Советского Союза, как и все наше старшее поколение. Мальчик из Омска, из обычной советской семьи. Став инженером-железнодорожником, он строил БАМ, дороги и города в Сибири и на Средней Волге. Как настоящий борец, а он в юности занимался классической борьбой, любил грандиозные задачи, которые можно решать с нуля, и после себя оставлять построенные дороги, пути к недрам страны, а также развивающиеся города с предприятиями, электростанциями, вокзалами. «…И приходят рельсы, в общем все это обрастает, и получается новая жизнь», – говорил Игорь Найвальт.

Ему не было и тридцати, когда он получил свои первые трудовые награды – медаль «За трудовую доблесть» и орден Трудового Красного Знамени за строительство БАМа. Потом стал самым молодым управляющим трестом в системе Минтрансстроя. Игорь Александрович был из плеяды тех управленцев, которых теперь принято называть «красными директорами». А это значит, что вошло в его плоть и кровь – при всей масштабности объектов строительства, ты все должен контролировать сам. Иначе ничего хорошего не будет.

За скромные проекты ему было скучно браться. Если стадион, то уникальный. Так появился первый в стране чисто футбольный стадион «Локомотив», полностью соответствующий международным требованиям ФИФА. Если мост – то самый сложный. Вот ведь, многие строительные компании просто отказывались

от проекта Веребьинского виадука. А он взялся. И сделал! Как и всю комплексную реконструкции железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва под скоростное движение поездов!

А один из крупнейших в Европе двухуровневый мост через Волгу в Ульяновске! Многотонные конструкции устанавливались с точностью до миллиметра. И все это происходило на воде. Найвальт вдохновлялся масштабностью этой стройки и ее значением как для города, так и для страны в целом, понимал, отсюда Россия рвется на Восток.

Игорь Александрович слыл строгим и требовательным руководителем. Иначе невозможно командовать многотысячным коллективом. При этом никто, из тех, кто был с ним дружен или просто знаком, не оставались равнодушными к его замыслам.

Уже будучи немолодым человеком, Найвальт искренне уверовал в Бога, пришел в Православие. Каким-то внутренним чутьем понял, что в вере заложена колоссальная глубинная сила, объединяющая русских людей. «Храм из людей делает народ», - считал Найвальт.

Он не просто возводил храмы. Их строительство всегда наполнялось особым смыслом или было связано с какими-то важнейшими для нашей страны историческими событиями, как, например Храм Живоначальной Троицы в честь 1000-летия крещения Руси, что на Каширском шоссе в Москве.

О некоторых покинувших наш мир говорят: «С его уходом Земля опустела». Про Найвальта так сказать нельзя. Он в своей жизни сделал все, чтобы Земля, которую он оставил, приросла и новыми трассами, и новыми храмами, новыми вокзалами, мостами и новыми памятниками. Но не только. Осталось немало его коллег, друзей, сподвижников, последователей, его детище – Балтийская Строительная Компания. Им и продолжать дело Найвальта.

<< Назад