События

Фарфоровые купола храма святого Игоря Черниговского

На окраине Москвы, в Переделкино, рядом с резиденцией Святейшего Патриарха, строится храм во имя благоверного князя Игоря Черниговского, обещающий стать одной из интереснейших вновь возведенных церквей столицы. Яркие керамические купола сложной конфигурации, ажурные барабаны, светлое и просторное бесстолпное внутреннее пространство, оригинальные декоративные элементы.

Наш корреспондент побеседовал с руководителем фирмы «Паллада», создающей для этого храма несколько куполов и применяющей для этого новую высокоточную технологию, разработанную специалистами этого предприятия. Константин Лихолат рассказал нам об этой работе и других сторонах деятельности «Паллады».

- Расскажите вкратце о строящемся храме блгв. кн. Игоря Черниговского. Кто работает над его возведением?
- Главным инвестором и генеральным подрядчиком выступает Балтийская Строительная компания, Игорь Александрович Найвальт, который построил и восстановил уже множество церквей по всей России. На объекте работает множество организаций, одних керамистов три предприятия. Храм уникален по своей архитектуре и художественным элементам. Автор проекта – заслуженный архитектор России Александр Иванович Шипков. Он пропагандирует чистые формы, цвета, находящиеся в гармонии с природой, присущие русскому национальному духу и при этом отвечающие канонам Православия. В формах этого храма есть что-то очень русское, традиционное. Он невысокий, так что неуловимо напоминает новгородские и псковские соборы, но очень просторный. Богат декоративными элементами, каждый из которых можно рассматривать очень долго, а рассказ о создании многих из них заслуживает отдельного разговора. Например, несущие картуши крыльца напоминают Казанский собор на Красной Площади. А купола, часть из которых выполнили наши специалисты, восходят как к прототипу и к храму Василия Блаженного, и к «Спасу-на-Крови». Только там купола металлические, а у нас выполнены из фарфора. Храм очень просторный, светлый, без несущих опор. Сводчатый барабан опирается на несущие стены. Главки-купола стоят на барабанах, которые укреплены на этом своде. При этом барабаны являются световыми колодцами: свет льется через них на молящихся.

- Почему материалом для куполов храма был выбран именно фарфор?
- Помимо красоты, определяющим качеством таких куполов является их долговечность. Они сделаны из фарфора – высшего сорта керамики. Прочность каждого элемента такова, что при испытаниях на него нагружается 100-киллограммовый вес. Фарфор – дорогой сырьевой материал, т.к. он в значительной мере состоит каолиновых глин, а каолиновая глина содержит в большом количестве оксиды алюминия, то есть во все времена являлась стратегическим сырьем. Поэтому раньше фарфор ценился на вес золота. Используемая нами технология позволяет богато украсить элементы купола. Подобной декоративностью отличаются купола начала ХХ века архитектора Косякова, например, украшающие Кронштадтский Морской собор. Фарфор при спекании обладает такими физико-техническими свойствами, как практически полное отсутствие водопоглощения. Благодаря этому он не разрушается из-за цикличности погодных условий, заморозки-разморозки. Спекание черепка основы с красящей глазурью происходит при температуре 1300 градусов, чем обеспечивается их связка практически в единое целое. При этом прочность покрытия столь высока, что не поддается антропогенному влиянию городской среды в виде отложений от выхлопных газов, дождей и т.п. А лежащая в основе купола очень жесткая конструкция не боится града, дождя и т.п.

- Такое покрытие значительно отличается от обычной черепицы?
- Классическая черепица – это другое направление в керамике. Она обеспечивает герметичность кровли за счет нахлеста деталей друг на друга практически 50 %. Она имеет немалый вес, требует соответствующей обрешетки. Черепичные главки на храмах тоже делались – например, на храме в Ницце, построенном еще при участии Царя-Мученика Николая II.

- Расскажите о технологии, с помощью которой «Паллада» создала купола храма.
- Перед нами стояла задача создать купол сложной формы, состоящий из таких элементов, как ромбы, завитая спираль и т.п. В основе лежит принцип вентилируемого фасада: герметичность свода обеспечивает барабан, а керамическая облицовка куполов несет только эстетическую нагрузку. Влага свободно проникает через купола и отводится с фасада через продыхи, водоотводы. Технология крепления – свободно несущие металлические каркасы. Внутри главка пустотелая. Это достигается за счет природной жесткости купола из-за фермовых связей. На свободнонесущий каркас с помощью разработанных нами креплений крепятся крупные (или мелкие) фрагменты украшения купола. Металлокаркас мы спроектировали из нержавеющей стали, он очень прочен и легок. Длина стороны каждой детали – почти метр. Мы добиваемся максимальной четкости швов, идеальной стыковки деталей.

- При сложной форме купола это непросто?
- Купол – это сложная трехмерная конструкция, она закручивается. Поэтому каждые четыре краевые точки не лежат в одной плоскости. Модель разрабатывается на компьютере, с помощью технологии прецезионного прототипирования. Она дает возможность визуализации и твердого проектирования. Без нее было бы невозможно выполнить такой купол.

- Вам приходится разрабатывать новые методы работы, применяя современные технологии к благоукрашению храмов?
- Да. Это составляет важную сторону нашей работы. Тут помогает мое образование инженера-конструктора космических аппаратов. Это для меня работа, но – в удовольствие. Этим интересно заниматься. Я постоянно узнаю что-то новое. Современные технологии открыли для нас широкие горизонты. Наша задача – применить их на службе созданию храмов. Семьдесят лет в России не было церковного строительства, зато сколько храмов было уничтожено – трудно даже представить. Если в дореволюционной России епархиальные управления, лавры выпускали архитектурные справочники по строительству храмов на определенное число прихожан и батюшки выбирали готовый проект и приступали к строительству – там было внутреннее убранство, иконостас – то сегодня такого нет, каждый делает так, как может. И хочется внести в современное храмоздательство художественную красоту, технологическую точность, чтобы храмы были не похожи один на другой, красивы и при этом продолжали традицию русского церковного зодчества. Раньше на тысячу человек населения был храм. А сегодня во всей России строится около тысячи храмов – цифра трехзначная, но что это на огромную страну… Разрушено храмов намного больше. Но думаю, храмов еще будет возведено очень много.

- Вернемся к храму блгв. кн. Игоря. Вы участвовали в проекте с самого его начала?
- Да. У меня сохранились фотографии от 7 апреля 2009 года – храм еще только в проекте, а фирма Паллада уже разработала образцы деталей куполов и представляет их инвестору.

- Какие именно элементы храма выполнила фирма «Паллада»?
- Мы сделали две малых главки из четырех, три средних главы из четырех, шатер звонницы и шатры вентиляционных шахт.

- А монтажом куполов на объекте занимались сотрудники фирмы «Паллада» или обычные рабочие?
- Сборкой куполов на объекте занималась наша монтажная бригада, профессионалы по работе с керамикой и православные люди. Они монтируют все наши работы.

- Что труднее: создать фарфоровый купол из крупных фрагментов, разработанных вашими специалистами, или из мелких деталей?
- Наш купол на порядок сложнее, нежели аналоги, выполненные из небольших деталей. Сделать пирамиду с длиной стороны около метра сверхточных размеров и состыковать такие пирамиды между собой намного сложнее, нежели выполнить мелкие изразцы и собрать купол из них. Не будем забывать, что это керамика, где происходит обжиг, при котором материал меняет изначальный объем. К тому же, перемещение крупных фрагментов, имеющих немалый вес, их вынимание из формы требуют специальной техники. Под каждый размер детали создаются отдельные такелажные системы, с помощью которых она доставляется к печи, а затем вынимается из нее; выемка из формы – это отдельный такелажник с различными поворотными механизмами. Все разрабатывается отдельно для каждого вида фрагмента.

- А почему вы применяете для создания куполов именно крупные фрагменты?
- Какие-то конфигурации купола можно сделать и из мелких деталей. Но в такой конструкции будет множество очагов протекания воды. Это не критично при герметичном барабане. И все же – когда в одном месте протекает вода, это место легче обезопасить, нежели «решето», где течет отовсюду.

- А можно ли выполнить главки в вашей технологии так, чтобы они были герметичны?
- Мы работаем над этим. Собственно, малые главки у нас уже таковы. Достичь этого при сложной конфигурации купола непросто, но мы ломаем над этим голову и думаю, справимся с задачей. Мы не стоим на месте, совершенствуем свою технологию, оборудование, на котором работаем. Но не будем забегать вперед и выдавать секреты.

- А из каких деталей вы создаете покрытие шатра колокольни?
- Шатер будет сделан из фарфорового лемеха формы «бобровий хвост» трех цветов.

- Что дороже: купол из металла (меди или нержавеющей стали, покрытой нитридом титана), черепичный или выполненный из фарфора?
- Сложный по конфигурации фарфоровый купол однозначно обходится дешевле, чем металлический аналогичной формы. Из черепицы же столь сложную форму и вовсе не создать. Конечно, фарфоровый купол простой формы, будет сопоставим по цене или даже окажется дороже созданных из традиционных материалов.

- Чем это обусловлено?
- Т.к. мы участвуем в реставрационных работах, мы знаем, во сколько обходится сложноконфигурационный купол в медном исполнении. Каждый его элемент создается индивидуально, с помощью выдавливания. Затем его надо припаять на его место. А в нашей технологией элементы тиражируются. Например, по линии окружности в каждом ряду 24 ромбовидных элемента – мы их отливаем в одной форме, что дает ощутимую экономию времени, сил и средств.

- Создание куполов – далеко не единственное направление работы фирмы «Паллада». Расскажите, пожалуйста, о других ваших начинаниях.
- Мы работаем не только с керамикой. Делаем и витражи, работаем по камню. Создаем новые работы, реставрируем старинные. У нас трудятся более ста специалистов. На экспозиции наших работ в Санкт-Петербурге можно увидеть более 15 каминов и печей, среди них немало антикварных. Мы реставрировали здание Гвардейского экономического общества в Санкт-Петербурге. Воссоздали украшавшего фасад двуглавого орла с размахом крыльев 7 метров, который был уничтожен при большевиках. Это очень объемный барельеф, даже ближе к горельефу. Мы согласовывали эту работу с главным герольдмейстером России, потому что архивные данные были очень скупы. Этот объект интересен еще и тем, что это первый универмаг в России. Он выполнен из литого бетона – одно из первых зданий такого типа. Строили его военные пенсионеры Царской армии при участии Великих князей. То есть это был дополнительный доход для пенсионеров – такое ООО, как бы сейчас назвали. А поскольку в него вошли великие князья – здание и было украшено двуглавым орлом. В Большом Кремлевском дворце мы реставрировали несколько комнат, примыкающих к зимнему саду. Делали там убранство, не только керамическое, но и из камня, металла, в частности, мраморный камин с чугунной вставкой и керамическими элементами декора. У нас есть специалисты со всеми необходимыми разрешениями, лицензиями. И, конечно, значимая для нас сторона работы – благоукрашение храмов. Сейчас мы работаем на нескольких церковных объектах. В Кемерово спроектировали и создаем керамическую облицовку фасада храма. Приступаем к консервации Кувуклии в Новом Иерусалиме. В городе Сумы (Украина) делаем иконостас. В Днепропетровске обсуждаем свое участие в благоукрашении строящегося Иверского храма.

- Ваше предприятие расположено в Санкт-Петербурге?
- Да. Также у нас работает представительство в Москве. В Днепропетровске мы открываем небольшую мастерскую и офис, поскольку на Украине очень большая потребность в работах.

- Помимо производство, «Паллада» участвует в образовательной деятельности, осуществляет благотворительные проекты?
- Тут есть несколько направлений. С известным специалистом по медной кровле Николаем Савченко мы объединились на поприще создания православного университета строительства. Мы и еще некоторые фирмы хотим создать учебное заведение, где священник, которому предстоит строить храм, сможет получить хотя бы основные знания по строительству, а светские профессиональные строители повысят свою квалификацию в сфере церковной архитектуры. Идейным вдохновителем университета является Александр Иванович Шипков. Также у нас работает учебно-досуговый центр. Занимаемся с ребятишками при храме … на Гутуевом острове (Санкт-Петербург). Дети могут работать с глиной с 4 лет. Одновременно происходит приобщение к благочестию: например, ребята вылепили «дерево любви». Мы можем помочь и другим храмам и учебным заведением – наша дочерняя фирма «Центр керамики» оборудует классы для занятий. Наши педагоги посещают детей с онкологическими заболеваниями и ДЦП в Детском хосписе Петербурга, учат их лепке. Мы ездим непосредственно к ним, установили печь, снабжаем глинами. Для них все абсолютно бесплатно.

<< Назад