События

НТВ, программа "Новости"

В резиденции патриарха Московского и всея Руси Кирилла в эти дни тоже происходят события, к которым прикованы взгляды всех, кто проезжает мимо Переделкино. На строящемся соборе устанавливают разноцветные купола, издали похожие на пасхальные яйца Фаберже.

Такой визуальный эффект создан при помощи технологии, которую до сих пор при возведении храмов никогда не применяли. Купола покрыты не привычным сусальным золотом, а хрупким фарфором, который не тускнеет даже по прошествии многих веков. Тысячи керамических изразцов вырезают вручную и собирают, как пазл.

Корреспондент НТВ Алексей Ивлиев наблюдал за ювелирной работой.

Даже рабочие, аккуратно вставляющие фарфоровые чешуйки в металлическую конструкцию очередного купола, признаются: так творчески подходить к сборке не приходилось еще ни разу. Новые материалы, новые крепежи, новые технологии — все новое.

Купола соборного храма в честь святого князя Игоря Черниговского и Киевского в резиденции патриарха Кирилла в Переделкине его создатели решили не покрывать сусальным золотом, а собрать из хрупкого фарфора. Когда вдохновитель этого проекта Игорь Найвальт рассказал об идее архитекторам, те дружно ответили: осуществить это невозможно.

Мария Литовская, главный архитектор проекта: «… Сам по себе этот объект экспериментальный, за что ни возьмись. Начнем с того, что и под каждой головой нет отдельного предела, как это всегда традиционно строилось во всех храмах». Изначально центральный купол храма предполагалось сделать из крупных фарфоровых деталей. Но его высота — с трехэтажный дом, а ширина — более 10 метров. И при таких размерах пластины из керамики вряд ли выдержали бы механические нагрузки. Поэтому решили собрать купол из мелких фарфоровых чешуек.Всего было использовано 18 тысяч изразцов. Во время установки купола неожиданно начался ураганный ветер. Но вся конструкция это самое первое испытание выдержала. «… Надо сказать, что те небольшие препятствия, она преодолела. При монтаже, это было тоже зафиксировано» - Галина Кириллова, технический директор Балтийской Строительной Компании - Москва.

А вот купола меньшего размера (всего их будет восемь) изготовляются по совсем другой технологии: здесь фарфоровые пластины крупнее. Проектировщики храма не исключают, что сильный град все же может разбить отдельные керамические детали, поэтому в каждом куполе предусмотрена крохотная дверца, через которую рабочий сможет подняться на высоту и заменить фарфор.

Творение мастеров можно считать уникальным. Помимо того, что им приходилось сталкиваться с таким хрупким материалом, как керамика, многие конструкционные решения находились прямо по ходу работ. Но результат уже налицо. Купола будущей церкви очень похожи на яйца Фаберже.

Красота — вот главная движущая идея создания церкви. Инициаторы проекта говорят, что главное преимущество фарфора в том, что цвет куполов со временем не тускнеет, и им можно придать любую форму. Архитекторы признаются, что вдохновение черпали, любуясь работой своих предшественников — создателей собора Василия Блаженного на Красной площади и храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.

За работой мастеров внимательно следит патриарх Кирилл, уже освятивший кресты храма, которые будут установлены сразу после монтажа всех куполов. Говорят, фарфоровые луковки ему очень понравились. А простые прихожане все чаще стали сворачивать с трассы, чтобы полюбоваться пусть и недостроенным, но очень красивым храмом.

<< Назад